Ответчик по делу о защите прав потребителей (Челябинск)

Не самое крупное дело в нашей практике, но точно одно из самых интересных. И это именно тот случай, когда покупатель — не всегда прав.

К нам обратился постоянный клиент - директор магазина автозапчастей. На первый взгляд ситуация была неоднозначной. Покупателю были проданы запасные части к автомобилю на небольшую сумму — примерно на 50 000 ₽. Покупатель поехал устанавливать их на свой автомобиль, и выяснилось, что 7 из 9 запчастей (на сумму 38 700 ₽) от какой-то другой модели и ему не подходят. Покупатель вернул товар в магазин, менеджер, принимавший возврат, никаких документов об этом не составил, объяснив директору, что покупатель постоянный, деньги не требует — договорились, что он просто выберет в будущем на эту сумму другой товар. Директор на этом и успокоился.

А тем временем, в адрес организации приходит претензия и тут же — иск в суд о защите прав потребителей от того самого покупателя. Мол, запчасти вернул, а деньги не получил. И сейчас требует взыскать с нашего клиента 122 100 ₽, которые включали штраф, неустойки, моральный вред, оплату услуг представителя и тому подобное.

Хотелось бы отметить, что Закон о защите прав потребителей для обычных граждан говорит о том, какие права они имеют, если купили товар и хотят его вернуть, или заплатили за услугу, от которых хотят отказаться. Закон о правах потребителей описывает правила отказа от товара, описывает правила отказа от услуги. В связи с чем с одной с одной стороны, Закон защищает права добросовестного приобретателя, а с другой — дает простор для действий тем, кто использует принцип «потребитель всегда прав» в корыстных целях.

Так как судебное заседание было уже назначено, и должно было состояться уже на следующий день как к нам обратился клиент, времени для подготовки к делу было катастрофически мало. Мы изучили те материалы которые были представлены клиентом, сходили на первое судебное заседание. На первый взгляд дело казалось безнадежным. Единственное, на что обратили внимание в первом заседании — ошибка с расчетом неустойки. Сделали контрольный расчет, предоставили его в суд, а потом начали думать, что можно сделать вообще.

Во-первых, после первого судебного заседания мы предприняли попытки урегулировать спор мирным путем в досудебном порядке. Предлагали выплатить долг и компенсировать затраты покупателю в разумных пределах. Но покупатель со своим представителем от предложения отказался, озвучил отступные в размере 150 000 ₽. Понятно, что на такие условия мы согласиться не могли.

Во-вторых, начали проверять истца и представленные им в суд документы. При проведении всех действий выяснилось, что покупатель автозапчастей также занимался скупкой, подержанных автомобилей, их косметическим ремонтом, и последующей продажей, простым языком “перекупщик”, при этом продажи автомобилей осуществлялись чуть ли не с брендом. На фоне одной вывески в автомастерской он выставляет на продажу автомобили, при этом его деятельность не была оформлена ни на юридическое лицо, ни на ИП, ни каким-либо иным способом.

На основе полученной информации к следующему судебному заседанию были подготовлены полноценные возражения на заявление покупателя, в возражениях представлены ссылки на объявления с куплей-продажи автомобилей, в основу защиты нашего клиента делали упор на то, что покупатель не является потребителем в классическом понимании Закона о защите прав потребителей, и осуществляет предпринимательскую деятельность без организации юридического лица, зарабатывает на этом деньги.

По итогам судебного разбирательства с нашего клиента было взыскано 38 700 ₽ с которыми наш клиент соглашался вернуть клиенту еще в начале судебного процесса и не отрицал наличие такой задолженности.

В остальной части требований покупателя к магазину автозапчастей, в том числе требований по уплате штрафов, пеней, неустоек, морального вреда и оплаты услуг представителей было отказано полностью. А это ни много, ни мало по мнению истца составляло к основному долгу еще более 150 000 ₽.